Научная школа

Научная школа доктора педагогических наук, профессора, заслуженного работника образования
Республики Беларусь Цыркуна Ивана Ивановича

1. Наименование научного направления – моделирование и организация  инновационного образования

2. Период времени, в течение которого сформировалась и действует школа.

Научная школа функционирует с 2003 г.

Она является научной школой классического типа, когда научный коллектив объединен вокруг достаточно известного ученого.

Замысел научной школы появился у И.И. Цыркуна, когда он заведовал кафедрой методики преподавания физики (1985-1990 гг.). Была разработана оригинальная модель системы теоретических знаний учителя и обучаемых в сфере физического эксперимента, генетическим ядром которой являлось понятие «метод». В этот период идеи автора нашли конкретизацию в кандидатских диссертациях Т. Ю. Герасимовой «Рациональная организация самостоятельной работы студентов в процессе обучения физике»; А. А. Луцевича «Проблема профессионально-методической подготовки учителя физики к деятельности в условиях дифференцированного обучения» и М. В. Дубовик «Повышение продуктивности учебной деятельности учащихся по физике на основе управления эмоциональным компонентом».

В этот период студентами под руководством И. И. Цыркуна были защищены 20 дипломных работ.

Рождается идея о необходимости специальной инновационной подготовки будущего учителя. Она была развита и конкретизирована в докторской диссертации И. И. Цыркуна «Дидактические основы генезиса специальной инновационной подготовки студентов педвуза в условиях многоуровневого образования», которая была защищена в 1998 году. Становление научной школы завершается ее регистрацией в 2003 г.

3. Количественный состав участников.

Научная школа находится в стадии активного развития. В контексте идей научной школы защищены 11 кандидатских диссертаций и 24 магистерских, осуществляется консультирование двух докторантов. Ядро научной школы составляет 25 человек, из них: молодых ученых (до 35 лет) – 8, докторов наук – 2, кандидатов наук – 14, докторантов – 2, аспирантов – 4, магистрантов – 1, преподавателей – 2.

4. Ведущие идеи исследований, их актуальность

Возможности развития инновационного образования обусловлены уровнем инновационно-педагогической культуры субъектов образования. Инновационно-педагогическая культура как система содержит в себе всю совокупность нормативов инновационно-педагогической деятельности, детерминирующих ее качества. Это позволяет отойти от упрощенных и примитивных схем решения инновационных проблем. Система ииновационно-педагогической культуры является основой проектирования и организации инновационного образования.

Ведущая идея нашла конкретизацию в решении высокоактуальных проблем, фрагмент которых представлен в таблице 1.

Таблица 1. Проблемное поле исследований научной школы (фрагмент)

Проблема

Исследователи

Моделирования и организации специальной инновационной подготовки педагога

Цыркун И. И.

Сравнительного анализа инноваций за рубежом, развитие инновационного мышления учителя

Астрейко Е. С.,

Курбыко 3. С.,

Полупанова Е. Г.,

Федорова-Шульц Е. Г.,

Цеханович М. Л.

Генезиса педагогического образования и инновационного педагогического опыта

Андарало М. А..,

Козинец Л. А.,

Невдах С. И.

Формирования проектированных умений будущего учителя

Равуцкая Ж. И.

Развития интеллектуальных способностей студентов и разработки компьютерных стратегий организации самостоятельной работы

Пунчик В. Н.

Создания системы подготовленности педагога к компьютерной диагностической деятельности

Артемёнок Е. Н.

Экологического образования педагога

Борисевич А. Р.

Различных аспектов подготовленности и развития личностных компонентов учителя физики (способности, работа на углубленном уровне изучения предмета, организация рациональной самостоятельной работы)

Герасимова Т. Ю.

Луцевич А. А.,

Рабзонов П. Г.

Подготовленности учителя информатики к компьютерному обучению

Вабищевич С. В.

Повышения эффективности обучения учащихся в школе, развития их интеллектуального потенциала и творческих способностей

Дубовик М. В.,

Котлобай О. И.,

Никитенок Н. А.

 

5. Теоретико-методологические основания, на которых базируются исследования

Исследование проблем в контексте научной школы осуществляется на основе предложенного И. И. Цыркуном культурно-праксиологического подхода, который выступает конкретно-научным уровнем методологии исследования. Культурно-праксиологический подход является метасистемой, пространством системы категорий: инновационно-педагогическая культура, инновационная деятельность как тип, педагогическое произведение, эффективная образовательная практика, которые выводят исследователя на позиции с более высоким рангом рефлексии, обеспечивают новое видение и понимание инноваций и инновационной подготовки педагогов. В таблице 2 представлены теоретико-методологические основания культурно-праксиологического подхода.

Таблица 2. Источники и опорные идеи теоретической аргументации культурно-праксиологической концепции

Источники научного обоснования

Опорные идеи

Философия

Диалектика развития

Общая теория систем

Системность как всеобщее свойство материи

Культурология

Культура как универсальное свойство общественной жизни, в том числе в конкретной сфере становления личности как субъекта культурной деятельности

Системный анализ

Решение сложных научных и практических проблем с применением междисциплинарных и наддисциплинарных подходов

Синергетика

Самоорганизация, открытость, нелинейность развивающихся систем

Теория творчества

Взаимодополнительность необходимого и случайного, предметнологических, социальных и психологических факторов в творческой деятельности

Инноватика

Определение инновационной деятельности как самостоятельного типа

Праксиология

Повышение эффективности деятельности посредством ее рационализации

Акмеология

Достижение вершин профессионального мастерства в рамках жизненной стратегии личности

Психофизиологические

Гармоничное развитие и саморазвитие личности в деятельности.

Представление деятельности в форме

результата

Дидактико-методические

Целостность подготовки как педагогического явления

Управление дидактической системой

Определена система принципов организации инновационного образования: единства инновационной культуры, личности и инновационной деятельности; адекватного развития и саморазвития личности; изоморфизма инновационного цикла; культурно-праксиологической генерализации; взаимодополнительности априорно-информационного и апостериорно-деятельностного путей интериоризации опыта обучаемых; систематизирующих факторов и поэтапности; раннего включения студентов в непрерывную резонансную инновационную практику. Организующее системное начало иерархии принципов определяют компоненты учебного процесса.

 

6. Краткая характеристика основных результатов

1. Разработан культурно-праксиологический подход как методологическая основа развития нновационного образования.

Культурно-праксиологический подход обеспечивает целостное перспективное видение многоуровневого инновационного образования с позиций инновационно-педагогической культуры. Введение в педагогическую науку этой категории создает условия систематизации огромного массива информации, касающейся педагогических инноваций.

2 Определена структура инновационно-педагогической деятельности.

На макроуровне в состав инновационно-педагогической деятельности входят следующие сферы: педагогический поиск, создание новшества, его реализация и рефлексия инновации. Мезоуровень содержит  следующие действия: поисково-информационное, аналитико-критическое, модельно-проективное, нормативно-конструктивное, программно-сценарное, организационно-управленческое, экпериментально-оценочное и оформительско-трансляционное.

Ориентация на основные результаты инновационно-педагогической деятельности позволила выделить следующие специализированные позиции педагога-инноватора: исследователь, проблематизатор, аксиолог, методолог, проектировщик, конструктор, программист, управленец, экспериментатор и писатель.

Состав и структура инновационно-педагогической деятельности наиболее полно отражает завершенный познавательно-преобразовательный цикл, отрефлексированный в педагогическом произведении. Инновационно-педагогическая деятельность имеет стабильную организационную структуру и выступает в предельном выражении ее обособления как тип деятельности.

3. Разработан метод знаковой ретраспекции и выявлены на его основе специфические закономерности развития инновационной системы: доминирование логике культуры, стохостичности над коммулятивностью и рациональностью; наличия детерминирующих оснований инновационной системы, в качестве которых выступают нововведения с предметным научным обоснованием; очередности в развитии и эквивалентности нововведений; повышения с течением времени сложности научных обоснований, увеличения частоты появления модернистских нововведений; преобладания в инновационной системе модифицирующих нововведений и нововведений, ориентированных на ценности результата; корреляция радикальных нововведений с устремлением инноваторов к достижению целей развития и саморазвития личности учащихся; наличия эвалюционных циклов.

4. Разработана акмеограмма педагога-инноватора

Акмеограмма педагога-инноватора включает: объективные характеристики (сферы инновационно-педагогической деятельности, типовые профессиональные задачи, профессиональные действия и операции, результаты инновационной деятельности); субъективные характеристики (деятельностно-ролевые, субъектно-деятельностные, а также индивидуальные свойства личности инноватора, являющиеся противопоказаниями).

5. Обосновано и разработано многостороннее проектное обучение.

Оно реализуется посредством взаимодополнительных моделей-предписаний; инновационной, рецептивной, исследовательской, релаксопедической, инструментальной, диалоговой и культурологической. Лидирующие функции выполняет инновационная модель-предписание. Модели-предписания выступают ориентирами оптимального отбора методов, форм и средств генезиса инновацонной культуры, управления множественными курсами интериоризации: распредмечивание – опредмечивание на новой основе ; начальная организация культуры – культурная самоорганизация; инновационная проблема – методическое произведение; значение – оценка; операция – инновационная стратегия.

6. Разработан комплекс специальных методов и форм обучения: системный анализ, консультирование, деловые игры: «Экспертный совет», «Конструкторское бюро» и др.

7. Обоснована и разработана резонансная инновационно-дидактическая структура – РИДС. Она включает: компьютерную экспертную систему «Инноватор», инновационный центр, лабораторию активных методов и форм обучения с комплексом ТСО, совокупность прототипов-образцов и др.

8. Разработана оригинальная технология специальной инновационной подготовки педагогов – ПИШИС (пропедевтики –инновационная школа – инновационое созидание).

9. Выявлены тенденции генезиса инновационно-педагогической культуры у будущих педагогов на различных уровнях: личносного развития, осведомленности в сфере инновационной культуры, инновационного мышления и педагогического произведения.

10. Доказана эффективность дидактической системы и технологии управления генезисом инновацинной культуры у будущих педагогов, что проявляет себя как новый качественный уровень профессионализма.

7. Уровень новизны научных результатов

Новизна научных результатов соответствует уровню преобразования: впервые разработан культурно-праксиологический подход, как методологическая основа исследования педагогических инноваций и специальной инновационной подготовки педагогов; создан метод знаковой ретроспекции, на основе которого выявлены закономерности развития инновационной системы; разработана оригинальная дидактическая система генезиса иннвоационной культуры включающая: акмеограмму педагога-инноватора; критерии отбора и определение содержания инновационного образования; многостороннее проектное обучение, структурной единицей которого выступает модель-предписание; разработаны компьютерная экспертная система «Инноватор» и технология ПИШИС; обогащены представления о генезисе инновационно-педагогической культуры у будущих педагогов.

8. Эффективность внедрения результатов исследований

Идеи исследований научной школы воплощены: в новом поколении стандартов общепедагогической подготовки студентов, типовых программах по педагогике и введению в педагогическую профессию, а также базовых учебных программах «Технология классного руководства» и др.

Разработки научной школы воплощены в системе магистерской подготовки студентов: открыты три специальности научной и одна специальность профессиональной магистратуры – «Образовательный менеджмент».

Создан оригинальный комплекс учебно-методических пособий нового поколения, ориентированный на подготовку педагога с качественно новым уровнем профессионализма.

  1. Цыркун, И. И.  Лидеры педагогической профессии: сценарии эффективной педагогической детельности: учеб.-метод. пособие / И. И. Цыркун, Л. А. Козинец. – Минск: БГПУ, 2010. – 256 с.
  2. Цыркун, И. И. Педагогика современной школы: Основы педагогики: Дидактика: учеб.-метод. пособие / И. И. Цыркун, А. И. Андарало, Е. Н. Артеменок и др.; под общ. ред. И. И. Цыркун. – Минск: БГПУ, 2012. – 516с.
  3. Цыркун, И. И.  Педагогика современной школы: практикум: учеб.-метод. пособие / И. И. Цыркун, А. И. Андарало, Е. Н. Артеменок и др. – Минск: БГПУ, 2013. – 152 с.

Разработана новая учебная дисциплина – «Педагогическая инноватика».

Созданы электронные учебно-методические комплексы: «Электронная кафедра», «Педагог», «Педагогика» и др.

Открыта учебная лаборатория педагогики и педагогических инноваций и студенческая  научно-исследовательская лаборатория – инновационное образование.

9. Перспективность дальнейшего развития научного направления

Разработанная методология изучения педагогических инноваций может быть реализована не только в общепедагогической подготовке студентов, но и специальной, а также методической.

Перспективным является изучение инновационного педагогического опыта с позиций системы инновационной культуры педагога.

Особый познавательный интерес представляет прогнозирование тенденций развития образования с позиций инновационно-педагогической культуры.

Представляются также актуальными проблемы проектирования и экспертизы содержания образования, выявления его продуктивного потенциала.

Высокоактуальной является проблема создания фонда педагогических инноваций, критериальной базы, доказательной оценки их эффективности.

Научный потенциал школы может явиться основой открытия научно-исследовательского института: «Педагогических инноваций и развития образования».