События

Состоялись XIII Аспирантские чтения с онлайн-трансляцией

2017-04-29

21 апреля 2017 года состоялись XIII Аспирантские чтения «Актуальные проблемы педагогических исследований» (с онлайн-трансляцией на канале БГПУ).

С приветственным словом к участникам XIII Аспирантских чтений обратилась проректор по научной работе, доктор педагогических наук, профессор Анна Васильевна Торхова. Она отметила, что проведение Аспирантских чтений стало хорошей традицией популяризации педагогической науки и результатов научно-педагогических исследований. В этом году Аспирантские чтения проведены в рамках Декады студенческой науки, способствующей развитию научно-педагогических школ, поддержке творчески мыслящих молодых ученых и специалистов. 

Декан факультета социально-педагогических технологий, кандидат педагогических наук, доцент Вера Васильевна Мартынова поприветствовала участников XIII Аспирантских чтений  и пожелала им успехов в проведении исследований по актуальным научным проблемам.

Пленарное заседание, организованное в формате 22-го заседания Методологического семинара, открыла доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и андрагогики Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования Даутова Ольга Борисовна с докладом «Развитие неоклассической дидактики: основные направления». Она отметила, что неоклассическая дидактика отражает связь современной педагогической практики и теории с классической наукой – лучшими достижениями теории развивающего обучения, рассматривающими развитие личности ученика и его самоидентификацию как цель образования. В центре выступления докладчика стояли вопросы поиска психолого-педагогических и организационно-управленческих условий для развития каждого ребенка средствами образования.

Продолжила пленарное заседание Хитрюк Вера Валерьевна, доктор педагогических наук, доцент, директор Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, выступив с докладом «Особенности организации научных педагогических исследований по инклюзивному образованию». Докладчик рассмотрела проблемы развития инклюзивных процессов в системе образования, определила основные векторы профессионально-педагогической деятельности педагога в условиях инклюзии и отметила перспективные направления в развитии инклюзивного образования Республики Беларусь: взаимодействие субъектов гетерогенного полисубъектного образовательного пространства, изучение дидактики инклюзивного образования, подготовка педагогических кадров к работе в условиях инклюзивного образования.

Завершил работу пленарного заседания доклад Артеменок Екатерины Николаевны, кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики ФСПТ Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка «Применение методики системной диагностики учебных возможностей учащихся в условиях непрерывного педагогического образования». Она отметила, что педагогическая инновация «Методика системной диагностики учебных возможностей учащихся», актуализируется на «педагогической сцене» в условиях учебно-научно-инновационного кластера. Особенностью применения методики в системе высшего образования является ее использование и как инструмента для измерения учебных возможностей студентов, и как средства обучения будущих педагогов диагностике. Эта методика позволяет в определенной последовательности расположить основные компоненты диагностической деятельности, корректно определить места диагностируемых объектов, субъектов и условий обучения, охватив познавательный, личностный и деятельностный аспекты во взаимосвязи.

Выступления участников XIII Аспирантских чтений продолжились на заседании трех секций, одна из которых впервые проходила дистанционно. Секциями руководили доцент кафедры педагогики ФСПТ, кандидат педагогических наук Алексей Владиславович Перевозный (секретарь Людмила Леонидовна Лазарчук, старший преподаватель кафедры педагогики), доцент кафедры педагогики ФСПТ, кандидат педагогических наук  Наталья Валентиновна Самусева (секретарь Ирина Владимировна Каравай, преподаватель кафедры педагогики) и доцент кафедры педагогики ФСПТ, кандидат педагогических наук Вероника Николаевна Пунчик (секретарь Ольга Петровна Василевич, преподаватель кафедры педагогики).

Участниками работы секций были  аспиранты, соискатели, докторанты, магистранты и научные руководители. Выступления участников секций Аспирантских чтений сопровождались обсуждением актуальных педагогических проблем: личностно-развивающие образовательные технологии и системы в общеобразовательной и высшей школе; электронное образование и IT дидактика; особенности профессиональной подготовки студентов на первой и второй ступенях высшего образования; качественные характеристики образовательной деятельности; создание инновационно-образовательной среды учреждения образования; самостоятельная учебно-исследовательская деятельность студентов, а также мировые тенденции и национальный опыт развития образовательных систем. Осуществлялся свободный обмен мнениями, идеями, практическими разработками на основе научного диалога, в результате которого участники секций наметили ориентиры для дальнейшего проведения собственных исследований.