События
Научная школа профессора Л.Н.Тихонова

Научная школа доктора исторических наук, профессора, заслуженного работника образования Республики Беларусь Тихонова  Леонида Никоноровича

1.Название научной школы 

Дидактические компоненты в современном образовательном процессе высшей и средней  специальной школы

2.Аннотация

Изучаются актуальные проблемы педагогики высшего образования в условиях его трансформации.

Исследуется теоретико-методологическая сущность образовательного кластера дидактического поля современного национального университета.

Изучаются современные направления в изучении и оценке педагогических явлений.

Разработаны основы подготовки педагога-исследователя в условиях университета. Разработаны теоретические основы дидактической системы повышения квалификации.

Разработаны педагогические основы подготовки педагогов в условиях многоуровневого высшего педагогического образования.

Разработаны основы методологической  культуры в системе профессиональных ценностей  современного педагога.

3.Научное направление

Научная школа функционирует с 1990 г.

Защищена кандидатская диссертация по теме « Основные направления деятельности детских коммунистических организаций Беларуси» ,

1971 Защищена докторская диссертация по теме « Научно-теоретические основы коммунистического воспитания подрастающего поколения», 1988.

   Данная школа является научной школой классического типа, когда научный коллектив объединен вокруг достаточно известного ученого.

В период 1990-1994 г. идеи автора нашли конкретизацию в кандидатских диссертациях Рачкова С.А., Александрович Т. В. , Усенко И. С.

В этот период студентами под руководством Л.Н. Тихонова  были защищены 72 дипломных работ.

Рождается идея о необходимости специальной подготовке специалиста в условиях системы повышения квалификации. Она была развита и конкретизирована в докторской диссертации Мицкевича Н. И. «Теоретические основы дидактической системы повышения квалификации» (13.00.08–Теория и методика профессионального образования, Санкт-Петербург, 2001, Российская академия образования институт образования взрослых).

Перспективным направлением научной школы является обращение к проблеме  образовательного кластера в системе повышения качества подготовки национальных педагогических кадров, разработке основ методологической культуры педагога.

4.Общие сведения о руководителе научной школы

Тихонов Леонид Никонорович доктор исторических наук, профессор (на кафедре педагогики), заслуженный деятель науки РБ, действительный член (академик) Международной академии наук высшей школы, иностранный член российской академии образования, профессор кафедры педагогики факультета социально-педагогических технологий БГПУ им.М.Танка 

5.Количественный и квалификационный состав участников

В контексте идей научной школы защищены 3 докторских,  7 кандидатских диссертаций и 48 магистерских, осуществляется консультирование двух магистрантов

6.Теоретико-методологические основания

Системный анализ, антропологический подход,

деятельностный подход.

Диалектика развития, культурология, синергетика, акмеология.

7.Актуальность исследований

Основные направления научных исследований, проводимых в рамках научной школы, соответствуют приоритетным направлениям научных исследований.

Под руководством Л.Н. Тихонова впервые в республике разработана идея многоуровневого высшего образования: специалист-бакалавр-магистр.

Ведется работа по разработке следующих вопросов:

1.Методологическая  культура в системе профессиональных ценностей  современного педагога.

2.Полисубъектное взаимодействие в образовательном процессе университета.

3. Педагогическое взаимодействие учения и обучения в системе развития национального образования в современных условиях.

4.Механизмы развития системы педагогического образования.

8.Основные научные результаты

1. Разработана дидактическая концепция и методологические основания учения и обучения студентов в полисубъектном взаимодействии.

2.Исследуется теоретико-методологическая сущность образовательного кластера дидактического поля современного национального университета.

3. Разработаны теоретические и практические основы многоуровневой системы подготовки педагогических кадров.

4. Разработаны теоретические основы дидактической системы повышения квалификации.

5. Разработаны теоретические подходы к реализации учебно-исследовательского принципа подготовки будущего педагога.

6. Разработаны теоретические основы дидактической системы повышения квалификации.

7. Разработаны теоретические основы самообразование в системе профессиональной подготовки будущего учителя.

Разработана авторская программа «Методологические основы педагогики» для магистрантов.

Разработка учебных курсов «Системология и проектика в педагогике», «Теория и практика педагогических измерений в образовании» для аспирантов, преподавателей высшей школы, гимназий, лицеев.

9.Внедрение

Разработана и внедрена система многоуровневой подготовки педагогических кадров в РБ;  разработаны и внедрены стандарты педагогического образования в РБ; разработаны и внедрены Концепция, Национальная программа

Развития высшего и среднего специального педагогического образования в РБ; разработаны Концепция и программа воспитания студенческой молодежи в современных условиях.

Разработана дидактическая концепция и методологические основания учения и обучения студентов в полисубъектном взаимодействии.

Участие в разработке комплексной научно-методической программы взаимодействия европейских университетов сегодня по проблеме «Университетской образование Европы вчера, сегодня, завтра».

 Создан оригинальный комплекс учебно-методических пособий, монографий ориентированный на подготовку педагога с качественно новым уровнем профессионализма.

1.Л.Н. Ціханаў, А.А. Грымаць, М.М. Плескацэвіч, Падрыхтоўка педагога-даследчыка ва ўмовах універсітэта – Мн.: БДПУ імя Максіма Танка, 1997. – 123 с.

2. Л.Н.Тихонов, М.И. Дронь, Информационные средства передачи человеческого опыта на различных этапах развития педагогической мысли – Мн.: БГПУ имени Максима Танка, 1994. – 82 с.

3. Д.И. Водзинский, А.А. Гримоть, Л.Н. Тихонов, Творение личности педагога – Мн.: БГПУ им. Максима Танка, 1998. – 173 с.

4. А.А. Грымаць, М.М. Плескацэвіч, Л.Н. Ціханаў, Вучэбна-даследчыцкі прынцып у сістэме шматузроўневай падрыхтоўкі педагагічных кадраў – Мн.: БДПУ імя Максіма Танка, 1999. – 204 с.

5. Л.Н. Ціханаў, А.А. Грымаць, Д.М. Грышын, П.П. Шоцкі, Педагогіка – Мн.: БДПУ, вучэбны дапаможнік, 1995 – 162 с.

6. Л.Н. Ціханаў, А.А. Грымаць, Сістэма шматузроўневай падрыхтоўкі педагагічных кадраў –Мн.: Педагагічны інстытут імя А.М. Горкага, 1993 – 182 с.

7. Л.Н. Ціханаў, А.А. Грымаць,Тэарэтычныя і практычныя асновы шматузроўневай сістэмы падрыхтоўкі педагагічных кадраў ва ўмовах універсітэта – Мн.: БДПУ імя Максіма Танка, 1998. – 172 с.

ЭУМК «Педагогические измерения»

ЭУМК«Педагогическая системология и проектика»

10.Перспективность развития научного направления

Исследуется теоретико-методологическая сущность образовательного кластера дидактического поля современного национального университета.

Образовательный кластер рассматривается как объект управления процессом подготовки педагогических кадров в современных условиях.

11.Основные научные публикации

Л.Н. Ціханаў, А.А. Грымаць, М.М. Плескацэвіч, Падрыхтоўка педагога-даследчыка ва ўмовах універсітэта – Мн.: БДПУ імя Максіма Танка, 1997. – 123 с.

2. Л.Н.Тихонов, М.И. Дронь, Информационные средства передачи человеческого опыта на различных этапах развития педагогической мысли – Мн.: БГПУ имени Максима Танка, 1994. – 82 с.

3. Д.И. Водзинский, А.А. Гримоть, Л.Н. Тихонов, Творение личности педагога – Мн.: БГПУ им. Максима Танка, 1998. – 173 с.

4. А.А. Грымаць, М.М. Плескацэвіч, Л.Н. Ціханаў, Вучэбна-даследчыцкі прынцып у сістэме шматузроўневай падрыхтоўкі педагагічных кадраў – Мн.: БДПУ імя Максіма Танка, 1999. – 204 с.

5. Л.Н. Ціханаў, А.А. Грымаць, Д.М. Грышын, П.П. Шоцкі, Педагогіка – Мн.: БДПУ, вучэбны дапаможнік, 1995 – 162 с.

6. Л.Н. Ціханаў, А.А. Грымаць, Сістэма шматузроўневай падрыхтоўкі педагагічных кадраў –Мн.: Педагагічны інстытут імя А.М. Горкага, 1993 – 182 с.

7. Л.Н. Ціханаў, А.А. Грымаць,Тэарэтычныя і практычныя асновы шматузроўневай сістэмы падрыхтоўкі педагагічных кадраў ва ўмовах універсітэта – Мн.: БДПУ імя Максіма Танка, 1998. – 172 с

12.Перечень учеников с темами защищенных диссертаций

1. Яконюк Вадим Леонтьевич «Генезис мотивации профессиональной деятельности музыканта (Проблемы методологии и дидактики)», специальность 13.00.01–Теория и история педагогики, автореферат научного доклада на соискание ученой степени доктора педагогических наук, Минск, 1994, Белорусская академия музыки.

2. Григорьев А.Д. «Становление и развитие социальной работы на Беларуси Х-ХХ вв.», 07-00-02 – отечественная история , 2000 г.

3.Мицкевич Николай Иванович, «Теоретические основы дидактической системы повышения квалификации», 13.00.08–Теория и методика профессионального образования, автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук, Санкт-Петербург, 2001, Российская академия образования институт образования взрослых.

4.  Догонова Валентина Викторовна «Самообразование в системе профессиональной подготовки будущего учителя», 13.00.01–Теория и история педагогики, автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Минск, 1994, Министерство образования Республики Беларусь Белорусский государственный педагогический университет.

5. Савченко Наталья Васильевна «Формирование коммуникативной направленности будущих учителей начальных классов», 13.00.02–Теория и методика обучения и воспитания (начальное образование)», автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Минск – 2002, Учреждение образования «Белорусский педагогический университет имени Максима Танка».

6. Усенко Игорь Сергеевич «Подготовка студентов педвуза к развитию ученического самоуправления», 13.00.01–Теория и история педагогики, автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Минск, 1992, Министерство образования Республики Беларусь Минский Ордена Красного знамени государственный педагогический институт имени А.М. Горького.

7. Александрович Татьяна Васильевна «Теория и практика подготовки педагогических кадров дошкольного профиля в Белоруссии (в период с 1945 по 1985 г.), 13.00.01–Теория и история педагогики, автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Минск, 1994, Белорусский государственный педагогический университет.

8. Рачков Сергей Анатольевич «Подготовка будущего учителя к осуществлению процесса формирования политической культуры школьников», 13.00.01–Теория и история педагогики, автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Минск, 1991, Министерство образования Республики Беларусь Минский Ордена Красного знамени государственный педагогический институт имени А.М. Горького.