События
Научная школа профессора А.И. Жука

Научная школа доктора педагогических наук, профессора Жука Александра Ивановича

1.Название научной школы

Научно-педагогическая школа развития теории и практики непрерывного педагогического образования

 

Роль научной школы –
в обеспечении инновационного развития педагогической науки и практики.

Научная школа осуществляет системный анализ состояния педагогического образования и тенденций его развития, социальное оргпроектирование и программирование, организацию непрерывного процесса подготовки компетентных специалистов, способных осуществить перемены
в образовании.

3.Научное направление

Перспективным направлением научной школы является обращение к проблеме создания инновационной системы непрерывного педагогического образования через внедрение кластерного подхода в области подготовки педагогических кадров

Ведется работа по разработке следующих вопросов:

  • модернизации структуры и содержания образовательного процесса в высшей школе с целью повышения его качества на основе компетентностного подхода;
  • разработка национальной концепции оценки качества педагогического образования и механизмов внедрения ее в практику;
  • создание и реализация системы институтов повышения квалификации как центров развития образовательной практики.

4.Общие сведения о руководителе научной школы

Жук Александр Иванович в 1986 г успешно защитил кандидатскую диссертацию по методике преподавания математики, а в 1998 году защитил докторскую диссертацию.

Ректор Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка.

Доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РБ, действительный член (академик) Международной академии наук.

Является Национальным координатором Республики Беларусь в программе Совета Европы по повышению квалификации учителей, главным редактором журнала «Адукацыя і выхаванне» («Кіраванне ў адукацыі»), вице-президентом Белорусской академии образования.

Является почетным доктором Южноукраинского национального педагогического университета имени К. Д. Ушинского и Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, почетным профессором Армянского государственного педагогического университета имени Хачатура Абовяна.

Указом Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко от 27 июня 2016 года, за отличные достижения в профессиональной деятельности, многолетнюю плодотворную работу, значительный личный вклад в подготовку высококвалифицированных специалистов, Александр Иванович Жук награжден медалью "За трудовые заслуги".

5.Количественный и квалификационный состав участников

В контексте идей научной школы защищены 2 докторские и 25 кандидатских диссертаций, осуществляется консультирование 4 докторантов и 2 аспирантов

6.Теоретико-методологические основания

Системный анализ, кластерный подход, компетентностный подход.

Методология организации последипломного образования

7.Актуальность исследований

Основные направления научных исследований, проводимых в рамках научной школы, соответствуют приоритетным направлениям научных исследований.

Под руководством А.И.Жука впервые в республике разработана идея непрерывного педагогического образования через внедрение кластерного подхода в области подготовки педагогических кадров.

Ведется работа по разработке следующих вопросов:

  1. модернизация структуры и содержания образовательного процесса в высшей школе с целью повышения его качества на основе компетентностного подхода
  2. создание и реализация системы институтов повышения квалификации как центров развития образовательной практики
  3. создание и реализация системы институтов повышения квалификации как центров развития образовательной практики.

8.Основные научные результаты

Разработаны теоретико-методологическоие основы инновационного развития непрерывного педагогического образования через внедрение кластерного подхода в области подготовки педагогических кадров

Создание, оформление и общественное признание Кодекса Республики Беларусь об образовании

Создание инновационной системы непрерывного педагогического образования, определён основной механизм становления системы непрерывного педагогического образования — внедрение кластерного подхода в области подготовки педагогических кадров

Улучшение качества непрерывного педагогического образования в Республике Беларусь с учётом передового национального и международного опыта.

Повышение статуса педагога в нашей стране.

Внедрение современных инноваций в систему образования.

Развитие учебно-научно-инновационного кластера непрерывного педагогического образования, установление партнёрских отношений с институтами СНГ, ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы, зарубежными университетами, учебными, научными и информационными центрами.

Разработано новое поколение компетентностно-ориентированных моделей профессиональной деятельности, образовательных стандартов, программ, информационно-образовательных ресурсов повышения квалификации и переподготовки кадров, обладающих инновационной компетентностью и др.

9.Внедрение

Разработаны Концепция развития непрерывного педагогического образования на 2015-2020 годы и План по её реализации

Разработана и внедрена система непрерывного развития педагогического образования;  разработаны и внедрены стандарты педагогического образования.

В 2015 году создан республиканский учебно-научно-инновационный кластер непрерывного педагогического образования, в который вошли учреждения образования, относящиеся к различным уровням образования, научные и научно-методические организации, общественные объединения участвующие в формировании и реализации инновационных подходов при подготовке педагогов.

Развёрнута масштабная деятельность по созданию системы допрофильной педагогической подготовки на уровне общего среднего образования.

Создана общественная организация «Ассоциация образования для устойчивого развития» как платформа для общественного диалога по вопросам влияния образования на развитие человека, общества и страны в целом.

Создан оригинальный комплекс учебно-методических пособий, монографий ориентированный на подготовку современного педагога на компетентностной основе.

10.Перспективность развития научного направления

Исследуется теоретико-методологическая сущность создания и развития учебно-научно-инновационного кластера непрерывного педагогического образования.

Основные направления научных исследований, проводимых в рамках научной школы

  1. Методологические основы теории и практики повышения квалификации и переподготовки руководящих и педагогических кадров образования: методология организации дополнительного образования; формы организации повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования; специфика функционирования и развития учреждений дополнительного образования; непрерывное педагогическое образование; подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации; содержание и технологии дополнительного образования; организация научно-исследовательской деятельности в сфере образования и педагогики; методическая деятельность в сфере образования
  2.  Теоретико-педагогические основы управления развитием образования.
  3. Инноватика в образовании: современные проблемы и тенденции развития образования; качество образования; управление развитием образования (проектирование, программирование, экспериментальная деятельность, мониторинг качества, экспертиза образовательных проектов).

11.Основные научные публикации

  1. Научно-методические основы кластерного развития непрерывного педагогического образования : моногр. / А. И. Жук [и др.]. – Минск : Белорус. гос. пед. ун-т, 2019. – 184 с.
  2. Систематика терминологического аппарата педагогики в условиях парадигмальных изменений как фактор обновления содержания педагогического образования : моногр. / А. И. Жук [и др.] ; под науч. ред. А. В. Торховой, О. Б. Даутовой. – Минск : Белорус. гос. пед. ун-т, 2019. – 308 с.
  3. Жук, А. И. Подготовка будущих педагогов в условиях поликультурного образовательного пространства педагогического университета / А. И. Жук // Европ. пед. студии. – 2018. – Вып. 7. – С. 27–35.
  4. Жук, А. И. Цели устойчивого развития – стратегический ориентир деятельности системы непрерывного педагогического образования Республики Беларусь / А. И. Жук // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы : материалы XI Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 29–30 марта 2018 г. : в 2 ч. / Рос. ун-т дружбы народов ; ред. совет: В. В. Барабаш (пред.) [и др.]. – Москва, 2018. – Ч. 1. – С. 27–31.
  5. Жук, А. И. Стратегия подготовки педагогических кадров для развития электронного образования / А. И. Жук, О. А. Минич // Адукацыя і выхаванне. – 2018. – № 2. – С. 3–9.
  6. Жук, А. И. Профессионально-квалификационный стандарт педагога: вопросы практической реализации / А. И. Жук, А. В. Торхова // Адукацыя і выхаванне. – 2017. – № 9. – С. 3–10.
  7. Жук, А. И. Национальная рамка квалификаций: опыт разработки для отрасли «Образование» / А. И. Жук // Выш. шк. – 2017. – № 4. – С. 3–6.
  8. Содержание и методика психолого-педагогической подготовки преподавателя высшей школы: компетентностный подход / О. Б. Даутова [и др.] ; под общ. ред. А. И. Жука. – Минск : Белорус. гос. пед. ун-т, 2017. – 372 с.
  9. Жук, А. И. Непрерывное педагогическое образование как фактор устойчивого развития: опыт Республики Беларусь / А. И. Жук // Университеты в евразийском образовательном пространстве : сб. ст. / Евраз. ассоц. ун-тов ; редкол.: В. А. Садовничий (гл. ред.) [и др.]. – М., 2017. – С. 109–122.
  10. Жук, А. И. Развитие системы непрерывного педагогического образования в Республике Беларусь / А. И. Жук // III Международный форум по педагогическому образованию, Казань, 23–25 мая 2017 г. / Казан. федерал. ун-т ; под ред. И. Р. Гафурова. – Казань, 2017. – С. 17–19.
  11. Жук, А. И. Непрерывное педагогическое образование в Республике Беларусь – фактор устойчивого развития общества / А. И. Жук // Наука и шк. – 2016. – № 6. – С. 61–67.
  12. Жук, А. И. Республика Беларусь: профильная педагогическая подготовка в школе / А. И. Жук // Педагогика. – 2016. – № 5. – С. 118–125.
  13. Жук, А. И. Информатизация образовательного процесса учреждения высшего образования: от дистанционных технологий к электронному обучению (опыт Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка) / А. И. Жук // Адукацыя і выхаванне. – 2016. – № 6. – С. 3–8.
  14. Жук, А. И. Непрерывное образование для устойчивого развития: опыт и перспективы Республики Беларусь / А. И. Жук // Адукацыя і выхаванне. – 2016. – № 5. – С. 5–13.
  15. Жук, А. И. Педагогическое образование в Республике Беларусь: государственная поддержка, тенденции, перспективы / А. И. Жук // Человек и образование. – 2016. – № 1. – С. 22–29.
  16. Белорусская педагогическая энциклопедия : в 2 т. / редкол.: Н. П. Баранова [и др.]. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2015. – 2 т.
  17. Образование в интересах устойчивого развития в Беларуси: теория и практика / под науч. ред. А. И. Жука, Н. Н. Кошель, С. Б. Савеловой. – Минск : Белорус. гос. пед. ун-т, 2015. – 640 с.
  18. Педагогика и психология высшей школы: типовая учебная программа для учреждений высшего образования по специальностям второй ступени высшего образования / А.И. Жук [и др.], И.И. Казимирская, О.Л. Жук, И.А. Фурманов, С.Н. Сиренко, В.В. Чечет, Н.Д. Корчалова. – Минск, 2011.
  19. Жук, А. И.Современный электронный учебно-методический комплекс - основа информационно-образовательной среды вуза / А.И. Жук,  Ю.И. Воротницкий, П.А. Мандрик.– Минск, 2010.
  20. Управление персоналом в инновационном университете / Н.В. Тихомирова, А.И. Жук, С.Н. Мальченко, В.В. Полякова, Н.С. Мальченко // Вышэйшая школа. –2011. – № 2.
  21. Жук, А.И. Управление образованием: теория и практика: коллект. науч.-практ. монография / А.И.Жук, Н,Н, Кошель. – Минск: Зорны верасень, 2008. – 560 с.
  22. Жук, А.И.Высшее образование Республики Беларусь от Болонского процесса к европейскому пространству высшего образования /А.И.Жук // Вышэйшая школа. –2010. – № 5.
  23. Жук, А.И.Роль образования в инновационном развитии страны /А.И.Жук // Вышэйшая школа. –2010.– № 5.
  24. Жук, А.И.Состояние и пути развития НИРС в вузах Республики Беларусь / А.И.Жук // Вышэйшая школа. – 2010. –№ 4.
  25. Жук, А.И.Управление образованием в условиях перехода к обществу знания и реализации Национальной стратегии устойчивого развития Беларуси // А.И.Жук // Кіраванне ў адукацыі. – 2009. –№ 1. – С. 4-9.
  26. Жук, А.И. Педагогическое образование в Республике Беларусь: государственная поддержка, тенденции, перспективы / А.И.Жук // Педагогическое образование в государствах - участниках СНГ: современные проблемы, концепции, теории и практика; Сб. науч. ст. VIII Междунар. научно-практ. конференции (Санкт-Петербург,21-23 окт. 2015 года). – СПб, 2015.
  27. Жук, А.И. Информационно-образовательная среда педагогического университета нового типа /А.И.Жук // Информатизация образования – 2014: педагогические аспекты создания и функционирования виртуальной образовательной среды: материалы Междунар. науч. конф. (г.Минск,22-25 октября 2014 г.). – Минск, 2014. – С. 163–169.
  28. Жук, А.И. Академические свободы / А.И. Жук // Белорусская педагогическая энциклопедия : в 2 т.– Минск: РУП "Издательство "Адукацыя і выхаванне", 2015. – Т. 1. –С. 15.
  29. Жук, А.И. Инвариантная часть учебно - программной документации повышения квалификации и переподготовки / А.И. Жук // Белорусская педагогическая энциклопедия : в 2 т.– Минск: РУП "Издательство "Адукацыя і выхаванне", 2015. – С. 453 – 454.
  30. Жук, А.И. Республиканский совет ректоров учреждений высшего образования / А.И. Жук // Белорусская педагогическая энциклопедия : в 2 т.– Т.2. – Минск: РУП "Издательство "Адукацыя і выхаванне", 2015. – С. 252 – 253.
  31. Жук, А.И. Педагог - не профессия, а призвание / А.И.Жук // Беларуская думка. – 2015. –№ 4. – С. 14-21.
  32. Жук, А.И. Подготовка педагога XXI века: традиции и инновации / А.И.Жук // Адукацыя і выхаванне. – 2014. –№ 10.
  33. Жук, А.И. Качественное образование - фактор обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь / А.И.Жук // Образование в интересах устойчивого развития в Беларуси: теория и практика. – БГПУ: Ассоциация "Образование для устойчивого развития "; 2015.
  34. Жук, А.И. Развитие системы педагогического образования Республики Беларусь: кластерный подход / А.И.Жук : материалы VIII междунар.науч.-практ.конф.: в 2 ч., Москва, РУДН, 15-17 апреля 2015. – М.: РУДН, 2015. – Ч.1. – С. 9-15.
  35. Жук, А.И. Теоретические основания развития дополнительного образования педагогических кдров / А.И.Жук: Зб.навук.прац : Вып. 12/3-41 / рэдкал.: А.П.Манастырны (гл.рэд.) ; ДУА «Акад.паслядыпл.адук». – Мiнск: АПА, 2014. С. 28-41.
  36. Жук, А.И. Система педагогического образования: состояние, проблемы, перспективы развития /А.И.Жук, А.В. Торхова // Адукацыя і выхаванне. – 2014. – №10. – С. 19-25.
  37. Жук, А.И. Роль и место учителя в обществе знаний: новые компетенции и новые ориентиры / А.И.Жук // Народная асвета. – 2014. – №10. – С.32-36.
  38. Жук, А.И. Образования как основа обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь / А.И.Жук //  Адукацыя і выхаванне. – 2014. – №3. – С. 4-10.
  39. Жук, А.И. Профессиональный стандарт педагога в контексте реализации принципа "Образование без границ" /А.И.Жук, А.В.Торхова // Nowe horyzonty w edukacji dzieci, mlodziezy i doroslych. –Хлевиска, 2016.
  40. Жук, А.И. Республика Беларусь: профильная педагогическая подготовка в школе/ А.И. Жук // Педагогика. – 2016. – №5.

12.Перечень учеников с темами защищенных диссертаций

В. Т. Кабуш – «Теория и практика формирования гуманистической воспитательной системы»;

В. П. Тарантей – «Профессиональное становление учителя в условиях непрерывного педагогического образования»;

доценты Т. А. Бабкина – «Организационно-педагогические основы освоения образцов педагогической деятельности в научно-методической работе образовательного учреждения»;

А. А. Глинский – «Педагогические основы управления системой методической работы в современной школе»;

Н. И. Запрудский – «Научно-педагогическое обеспечение повышения квалификации учителей естественно-математических предметов»;

Н. Н. Кошель –

Т. А. Парафиянович – «Студенческое самоуправление как фактор личностно-профессионального становления будущих специалистов (на примере высшего колледжа)»

Л. Г. Тарусова – «Подготовка в системе повышения квалификации руководителей к управлению инновационными процессами в дошкольных учреждениях»

Ю. Н. Шестаков – «Организационно-педагогические условия аттестации учителей как фактор личностно-профессионального роста»;

И. В. Шеститко – «Педагогические условия формирования рефлексивных умений младших школьников»

Д.О. Кошман – «Формирование акмеологической компетентности будущего учителя»