Жук Ольга Леонидовна
Доктор педагогических наук, профессорО.Л. Жук закончила механико-математический факультет БГУ.
После успешного завершения в 1989 г. аспирантуры при кафедре педагогики БГУ и защиты диссертации занимала разные должности на кафедре: преподаватель-стажер, ст.преподаватель, доцент; в 1997–1999 гг. — декан факультета доуниверситетской подготовки и профориентации молодежи БГУ; с 1999 г. по 2020 г. — заведующий кафедрой педагогики и проблем развития образования БГУ.
Доктор педагогических наук (2010 г.), профессор (2010 г.).
О.Л. Жук руководит научно-педагогической школой "Исследование теоретико-практических проблем внедрения компетентностного подхода в высшее образование", в рамках которой исследуются пути повышения эффективности и качества профессиональной подготовки студентов (технологизация и информатизация образования, междисциплинарная интеграция, социально-личностное и профессиональное развитие будущего специалиста и др.).
Член Международной славянской академии образования им. Я.А. Коменского, член Ассоциации профессоров славянских стран.
В 2010-2017 гг. являлась членом национальной группы экспертов по вопросам реформы высшего образования Республики Беларусь в рамках Болонского процесса.
Сфера научных интересов:
- проблемы развития образования, стандартизации и повышения качества высшего образования (в том числе педагогического);
- совершенствование педагогической подготовки студентов в классическом университете;
- пути внедрения в образовательный процесс учреждений общего среднего и высшего образования междисциплинарного и компетентностного подходов;
- разработка и реализация в образовательном процессе вуза инновационного учебно-методического обеспечения, включая проектирование на основе компетентностного подхода содержания обучения и эффективных педагогических технологий;
- современные подходы в воспитании учащейся молодежи.
Тема кандидатской работы — "Студенческое самоуправление как фактор подготовки будущего учителя к воспитательной работе" (1990 г.).
Тема докторской диссертации — "Теоретико-методические основы педагогической подготовки студентов в классическом университете" (2010 г.).
Автор более 220 научных и научно-методических работ, из них — более 15 учебных пособий, в том числе 1 электронный учебно-методический комплекс, 3 монографии (из них — 2 в соавторстве).
Является одним из авторов образовательного стандарта по циклу социально-гуманитарных дисциплин (2014 г.); ряда типовых учебных программ по психолого-педагогическим дисциплинам для первой и второй ступеней высшего образования; многих учебных пособий по педагогике (в том числе с грифом Министерства образования Республики Беларусь).
Педагогическая и научно-исследовательская деятельность
Преподает в БГПУ основные дисциплины психолого-педагогического цикла на первой и второй ступенях высшего образования, а также авторские спецкурсы ("Инновационнытехнологии в современной теории и практике образования", "Инновационные подходы и технологии в образовании" и др.).
Руководит научно-исследовательской работой студентов, магистрантов. Студенческие научные работы, выполненнные под руководством О.Л. Жук, ежегодно публикуются в сборниках материалов научно-практических конференций, постоянно участвуют в различных конкурсах. На Республиканском конкурсе научных работ студентов, представленные работы регулярно получают награды: I категорию (2015 г., 2017 г.), диплом I степени (2018 г.), II категорию (2019 г.). Организовала при кафедре студенческую научно-исследовательскую лабораторию "Компетенции XXI века" и осуществляет руководство ее деятельностью.
Под научным руководством О.Л. Жук подготовлены и защищены 4 кандидатские диссертации.
Ежегодно является председателем ГЭК по педагогическим специальностям в учреждениях высшего образования и дополнительного образования взрослых.
Постоянно руководит научно-исследовательскими работами республиканского и международного уровней ("Информационно-образовательная среда как фактор личностно-профессионального развития будущих специалистов", (2011 - 2015 гг.); "Междисциплинарная интеграция на основе информационно-коммуникационных технологий как условие повышения качества профессиональной подготовки в вузе", (2013 г.); "Интенсификация практико-ориентированной подготовки студентов на основе формирования общепрофессиональных компетенций", (2014 г.); «Теоретико-методологические основы и научно-методическое обеспечение образовательного процесса университета в интересах устойчивого развития (на примере преподавания психолого-педагогических дисциплин)» (2016 - 2020 гг.); «Разработать научно-методическое обеспечение подготовки студентов педагогических специальностей классических университетов к формированию у школьников компетенций для жизни в условиях креативной экономики и перехода к устойчивому развитию» (ОНТП "Воспитание через обучение", 2018 - 2020 гг.)).
Участвует в международных научных проектах ("Подготовка будущих учителей к профессинально-педагогической деятельности в инклюзивной образовательной среде в контексте компетентностного подхода" (Беларусь, БГУ; Россия, Тульский государственный университет им. Л.Н. Толстого, 2013 - 2015 гг. ); "Педагогические основы формирования гражданина и профессионала в условиях университетского образования" (2011 - 2015 гг., совместно с Софийским университетом им. Св. Климента Охридского); "Содействие развитию компетенций в белорусском высшем образовании" (FOSTERC) в рамках программы Евросоюза Erasmus+ (2017 - 2019 гг.).
Ежегодно участвует в 7-8 научно-практических конференциях, семинарах и др. научных мероприятиях (в том числе международного уровня): Международной научно-практической конференции «Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы» (г. Москва, Российский университет дружбы народов); Международной научно-практической конференции «Психолого-педагогически проблеми на развитието на личността на професионалиста в условията на университетското образование» (София-Китен, Софийский университет им. Св. Климента Орхидского); Международной научной конференции «ТехноОбраз» (г. Гродно, Гродненский государственный университет им. Я. Купалы) и др.
Участвует в реализации образовательных программ повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров: «Преподаватель высшей школы», «Воспитательная работа куратора студенческой группы: психолого-педагогические и организационно-методические аспекты» и др.
Зарубежные научные стажировки и повышение квалификации
Научная стажировка (направление исследования - образование) в Коннектикутском университете, США, штат Коннектикут, 1993-1994 уч.г.
Повышение квалификации по программе "Социальная педагогика" на английском языке в Международном образовательном центре в Иерусалиме, Государство Израиль, февраль - март 1998 г.
Повышение квалификации по программам: "Компьютерные технологии в образовании. Профессиональный уровень", 2013 г.; "Иностранный язык как средство повышения профессиональной компетентности современного специалиста", 2014 г.; "Иностранный (английский) язык в профессиональной деятельности специалиста", 2016 г.; "Психологические основы обучения и воспитания студентов", 2017 г.; "Методика обучения через открытие: как обучать всех по-разному, но одинаково", 2018 г. и др.
Постоянно повышает профессиональный уровень через участие в международных обучающих семинарах, проводимых ЕС: «Совершенствование образовательной деятельности студентов – поддержка студентов в Лондонском Королевском колледже» (Великобритания, г. Лондон, 2013г.); «Внедрение системы обеспечения качества в вузах стран-партеров программы ТЕMPUS» (Хорватия, г. Загреб, 2014г.); «На пути к Болонскому процессу. Система менеджмента качества образования в Беларуси и Европейском Союзе» (Беларусь, г. Минск, РИВШ, 2014г.); «Обучение, основанное на использовании информационно-коммуникационных технологий: возможности для образования и обучения» (Иордания, Университет в г. Петра, 2015г.); «Развитие потенциала в программах докторантуры» (Швеция, Университет в г. Малме, 2016г.);«Университеты и социальное измерение (включая интеграцию мигрантов и беженцев)» (Кипр, г. Никосия, 2017г.); «Евросоюз и соседи: сотрудничество в сфере высшего образования» (Бельгия, г. Брюссель, 2017г.); «Инновации в обучении и преподавании: компетентностный и студентоцентрированный подходы» (Финляндия, г. Турку, г. Раума, 2018г.) и др.
Участие в советах, комиссиях и др.
Является членом Совета Учебно-методического объединения по гуманитарному образованию, членом Учебно-методического объединения по педагогическому образованию на базе БГПУ; членом Совета по защите диссертаций в Республиканском институте профессионального образования Республики Беларусь.
Участвует в работе редакционных советов научно-методических изданий: «Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика. Педагогика» (зам. редактора); "Вышэйшая школа"; «Веснiк ГрДУ iмя Янкi Купалы»; «Педагогика и психология образования» Московского педагогического государственного университета (г. Москва, Российская Федерация).
Социально-воспитательная работа
Многие годы являлась членом общественной организации "Союз женщин БГУ". В рамках этого направления работы в 2000-2008 годах под руководством О.Л. Жук реализовывался проект «Студенческая семья – XXI век», в котором ежегодно участвовали до 30 студенческих семей или пар, готовящихся к супружеской жизни. Проект был направлен на овладение студенческой молодежью основами и способами репродуктивного здоровья, формирования здорового образа жизни, планирования семьи, полноценного развития и воспитания детей в семье, конструктивного межличностного общения и эффективного разрешения конфликтов. Он осуществлялся через семинары, встречи-беседы со специалистами, тренинги, круглые столы, фестивали-праздники. По отзывам студентов, проект был интересным и востребованным среди молодежи.
В настоящее время проблемы семьи, семейного воспитания, счастливого супружества включены в учебные программы дисциплины «Основы психологии и педагогики», спецкурсов «Педагогика семьи», «Полноценное развитие ребенка в семье», которые разработаны и реализуются кафедрой педагогики и проблем развития образования.
Постоянно выступает перед педагогической общественностью и студенческой молодежью с открытыми лекциями, докладами по актуальным проблемам образования: "Вызовы перед современным образованием: каким должно быть школьное образование в эпоху цифровой революции?" (международный образовательный форум "ПроШколу: Так можно!", г. Минск, 17.03.2018 г.); "Болонский процесс: реформы высшего образования и участие в них студентов" (студенческий актив, БГУ, 04.12.2017 г.); "Универсальные компетенции XXI века: современные ориентиры личностно-профессионального роста" (в рамках проекта "Открытые леции БГУ", 16.05.2018 г.) и др.
Награды
Награждена многими грамотами, знаком «Отличник образования» (Министерство образования Республики Беларусь, 1999 г.); была удостоена персональной надбавки Президента Республики Беларусь за выдающийся вклад в социально-экономическое развитие республики (2006 г.); награждена Почетной грамотой Российского университета дружбы народов (2017 г., г. Москва, Российская Федерация) за участие в совместных образовательных проектах.
Присвоено звание "Заслуженный работник БГУ" (2016 г.).
Всего имеет более 220 научных и учебно-методических публикаций. Цитируемость работ согласно Google Scholar Citations — 932, h-индекс равен 15 (данные на 17.08.2019).
Монографии
- Педагогическая подготовка студентов: компетентностный подход / О.Л. Жук. – Минск : РИВШ, 2009. – 336 с.
- Содержание и методика психолого-педагогической подготовки преподавателя высшей школы: компетентностный подход / О.Л. Жук [и др.] под общ. ред. А.И. Жука. – Минск : БГПУ, 2017. – 232 с.
Научные статьи
- Жук, О.Л. Информационно-методическое обеспечение учебного процесса в вузе (на примере педагогических дисциплин) /О.Л. Жук, С.Н. Сиренко // Высшая школа – 2006. – № 4. – С. 19-25.
- Жук, О.Л. Педагогическое образование в Республике Беларусь : состояние и направления развития / О.Л. Жук // Высшее образование сегодня. – 2008. – № 1. – С. 37–40.
- Жук, О.Л. Беларусь: компетентностный подход в педагогической подготовке студентов университета / О.Л. Жук // Педагогика. – 2008. – № 3. – С. 99–105.
- Жук, О.Л. Социогуманитарная подготовка студентов / О.Л. Жук // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – № 2. – С. 288–297.
- Жук, О.Л. Компетентностный подход в педагогической подготовке студентов классического университета / О.Л. Жук // Веснік Беларускага дзяржаўнага універсітэта. Серыя 4, Філалогія. Журналістыка. Педагогіка. - 2009. - N 1. - C. 95-104.
- Жук, О.Л. Компетентностный подход в преподавании психолого-педагогических дисциплин в вузе / О.Л.Жук // Вышэйшая школа. – 2011. – №1. – С. 25-28.
- Жук, О.Л. Современные подходы к воспитанию студенческой молодежи / О.Л.Жук // Праблемы выхавання. – 2011. – №3. – С. 33-38.
- Жук, О.Л. Виртуальная образовательная среда вуза как фактор личностно-профессионального развития будущего специалиста/ О.Л.Жук, С.Н. Сиренко // Педагогическата среда в университета като пространство за професионално-личностно развитие на бъдещия специалист: в 2 Т.: сб. науч. ст: – Габрово, ЕКС-ПРЕС. – 2011. – Т.1. – С. 133 – 137.
- Жук, О.Л. Направления модернизации высшего образования и стратегии эффективного преподавания / О.Л. Жук // Весн. Белар. дзярж. ун-та. Сер.4, Філалогія. Журналістыка. Педагогіка. – 2013. – №2. – С.97–100.
- Жук, О.Л. Педагогическая подготовка студентов как средство личностно-профессионального развития / О.Л. Жук// Весн. Беларус. дзярж. ун-та. Сер.4, Філалогія. Журналістыка. Педагогіка. – 2011. – №2. – С. 114–120.
- Жук, О.Л. Психолого-педагогическая компетентность выпускника классического университета / О.Л. Жук // Вышэйшая школа. – 2011. – №5. – С. 32–39.
- Жук, О.Л. Воспитательная работа в учреждении высшего образования: социологический и педагогический анализ / О.Л. Жук, А.П. Богомазов, Ю.Г. Черняк // Адукацыя і выхаванне. – 2014. – №2. – С. 3–12.
- Жук, О.Л. Роль социально-гуманитарных дисциплин в профессиональном развитии студентов в условиях университетского образования / О.Л. Жук // Психолого-педагогически проблеми на развитието на личността на професионалиста в условията на университетското образование: сб. науч. ст.: в 2 т.– София: Габрово, ЕКС-ПРЕС, 2014. – Т.1. – С. 188–193.
- Жук, О.Л. Совершенствование высшего образования Республики Беларусь в контексте Болонского процесса /О.Л. Жук // Европейский союз и Республика Беларусь: перспективы сотрудничества: сб. материалов Междунар. конф. / под ред. В.Г. Шадурского [и др.]. – Минск: Изд. центр БГУ, 2014. – С. 289–293.
- Жук, О.Л. Теоретико-методические основы воспитания студентов в современном университете / О.Л. Жук, А.П. Богомазов // Вышэйшая школа. – 2014. – № 6. – С. 3-8.
- Жук, О.Л. Междисциплинарная интеграция на основе принципов устойчивого развития как условие повышения качества профессиональной подготовки студентов / О.Л. Жук // Весн. Белар. дзярж. ун-та. Сер.4, Філалогія. Журналістыка. Педагогіка. – 2014. – № 3. – С.64–70.
- Жук, О.Л. Беларусь: Инклюзивное образование и требования к компетенциям учителей / О.Л. Жук // Эффективная педагогика. – 2012. – № 2-3 (28-29). – С.19–22.
- Жук, О.Л. Направления модернизации высшего образования и требования к педагогическим компетенциям преподавателей в контексте Болонского процесса / О.Л. Жук // Вышэйшая школа. – 2015. – № 5. – С. 18 – 22.
- Жук, О.Л. Педагогические основы межкультурного взаимодействия в образовательном процессе вуза / О.Л. Жук // Педагогическое образование в России. – 2013. – №4. – С.153–156.
- Жук, О.Л. Беларусь: теоретико-методические основы воспитания современных студентов / О.Л. Жук, А.П. Богомазов // Педагогика. – 2015. – № 4. – С. 99–108.
- Жук, О.Л. Междисциплинарная интеграция как условие реализации идей устойчивого развития в образовательной практике / О.Л. Жук // Образование в интересах устойчивого развития в Беларуси: теория и практика / под. науч. ред. А.И. Жука, Н.Н. Кошель, С.Б. Савеловой. – Минск: БГПУ, 2015. – С. 459 – 468.
- Жук, О.Л. Реализация поликультурного диалога в образовательном процессе университета / О.Л. Жук // Адукацыя і выхаванне.– 2013. – №5. – С.21-25.
- Жук, О.Л. Психолого-педагогическая подготовка как фактор личностно-профессионального развития будущих специалистов / О.Л. Жук // Веснік Беларускага дзяржаўнага універсітэта. Серыя 4, Філалогія. Журналістыка. Педагогіка. - 2016. - N 2. - C. 113-117.
- Компетентностная модель подготовки педагога в классическом университете / О.Л. Жук // ТехноОБРАЗ 2017 : Инновации в образовании : сборник науч. статей XI Междунар. науч. конф., 2017 г. г. Гродно, Гродненский государственный унивенрситет им. Янки Купалы; депонировано Белорусским институтом системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы, № Д201718 от 30.06.2017. – Режим доступа: www.depository.bas-net.by; www.belisa.org.by
- Жук, О.Л. Проблемы проектирования компетенций как результатов освоения образовательных стандартов высшего образования / О.Л. Жук // Вышэйшая школа. – 2017. – № 4. – С. 7–10.
- Жук, О.Л. Проектирование и формирование универсальных компетенций студентов как условие их личностно-профессионального развития / О.Л. Жук // Взаимодействие на преподавателя и студента в условията на университетското образование: проблеми и перспективи; сборник с научни доклади / Първа книга/. – Асоциация на професорите от славянските страни (АПСС) – 2017; «ЕКС-ПРЕС»- Габрово, 2017. – С. 212–216.
Учебные и учебно-методические пособия
- Жук, О.Л. Педагогика: учеб.-метод. комплекс для студентов пед. специальностей / О.Л. Жук . – Минск, БГУ. – 2003. -- 383 с.
- Основы педагогики: электронный учебно-методический комплекс / О.Л. Жук, А.И. Жук, С.Н.Сиренко, А.П. Богомазов, С.А. Пуйман, С.Н. Захарова, И.И. Казимирская, Е.А. Коновальчик, под общ. ред. О.Л.Жук.
- Педагогика. Практикум на основе компетентностного подхода : учеб. пособие / О.Л. Жук, С.Н. Сиренко ; под общ. ред. О.Л. Жук. – Минск : РИВШ, 2007. – 192 с.
- Жук, О.Л. Педагогика лета, или Пятая школьная четверть / О.Л. Жук, К.В. Лавринович. – Минск : Аверсэв, 2003. – 140 с.
- Жук, О.Л. Основы педагогики : учеб. пособие / О.Л. Жук [и др.] ; под общ. ред. А.И. Жука. – Минск : Аверсэв, 2003. – 349 с.