События
Заведующий кафедрой

Сиренко Светлана Николаевна

Кандидат педагогических наук, доцент

Образование и квалификация:

Выпускница механико-математического факультета Белорусского государственного университета, специальность «Математика», специализация «Математик. Преподаватель математики и информатики» (1998).

Кандидат педагогических наук (2003), доцент (2007).

Трудовая деятельность:

2020 по н/в: УО «Белорусский государственный педагогически университет имени Максима Танка», заведующий кафедрой педагогики факультета социально-педагогический технологий.

2005–2020: Белорусский государственный университет, доцент кафедры педагогики и проблем развития образования; доцент кафедры общей математики и информатики механико-математического факультета (2005–2016, совместитель); доцент кафедры многопроцессорных систем и сетей факультете прикладной математики и информатики (2016–2017, совместитель).

2000–2005: Минский институт управления, ассистент кафедры математики и информатики.

1999–2000: Гимназия № 5 г. Минска, учитель информатики.

1998–1999: Средняя школа № 119 г. Минска, учитель математики.

Научно-исследовательская деятельность:

Автор более 150 научных и научно-методических работ, из них — 7 пособий, в том числе электронный учебник,  коллективная монография.

Цитируемость работ согласно Google Scholar Citations — 766, h-индекс равен 14, i10-индекс – 20

Руководитель междисциплинарной студенческой научно-исследовательской лабораторией «Синтез».

Являлась исполнителем в ряде научно-исследовательских работах:

  • отраслевой научно-технической программы «Воспитание через обучение» («Разработать научно-методическое обеспечение подготовки студентов педагогических специальностей к формированию у обучающихся личностных и метапредметных компетенций в образовательном процессе (онтологический, психологический, профилактический аспекты») (№ ГР 20181609, 2018–2020 гг.).
  • НИР "Разработать стратегические направления и механизмы модернизации педагогического образования в целях устойчивого развития" (2021-2025 гг.) ГПНИ "Общество и гуманитарная безопасность белорусского государства" подпрограмма "Образование" номер ГР 20211397.

Руководитель НИР по теме “Теоретико-методологические основания и научно-методическое обеспечение реализации инновационной подготовки будущих педагогов в контексте модели «Университет 4.0»”, 2021-2025 гг.

Являлась членом рабочей группы по разработке структуры и содержания общепедагогической подготовки в новых образовательных стандартах для педагогических специальностей (2021 г.); соавтор ряда типовых учебных программ по психолого-педагогическим дисциплинам для первой и второй ступеней высшего образования.

Основные направления научных исследований:

  • теория и практика междисциплинарной интеграции в высшем образовании;
  • опережающая педагогическая подготовка студентов;
  • развитие функциональной грамотности школьников;
  • проблемы повышения качества педагогического подготовки в классическом и педагогическом университете;
  • проблемы преподавания математики и информатики в высшей школе;
  • информационные технологии в образовании; компьютерное моделирование поведения сложных человекомерных систем.

Преподаваемые дисциплины:

  • Педагогика. Разделы: Педагогика школы и Инновационные практики в школьном образовании;
  • Цифровые технологии в научно-педагогической деятельности;
  • Технологии личностно-профессионального саморазвития педагога;
  • Образование в интересах устойчивого развития;
  • Педагогика и психология высшей школы

Зарубежные научные стажировки и повышение квалификации

  • Международная онлайн стажировка по программе “Implementation of the Moodle platform for supporting teaching and learning of a pedagogy curriculum at the University of Tartu by the Narva College, 18 мая 2021 to 25 мая 2021;
  • Международная онлайн-стажировке “Университет 4.0. Цифровая трансформация университетов”, 7-23 апреля 2021;
  • Педагогическое образование  XXI века: новые вызовы и решения, 13.12.2021 по 17.12.2021.

 

Общественное признание:

Стипендия Президента Республики Беларусь талантливым молодым ученым (2011).

Член Международной славянской академии образования им. Я.А. Коменского, член Ассоциации профессоров славянских стран.

Основные публикации

Монография

Контуры цифровой реальности: Гуманитарно-технологическая революция и выбор будущего / Под ред. В. В., Иванова, Г. Г. Малинецкого, С. Н. Сиренко. — М. : ЛЕНАНД, 2018. — 344 с.

Научные статьи

  1. Сиренко, С. Н. Модернизация подготовки будущих учителей на основе принципов междисциплинарного взаимодействия и опережающего образования / С. Н. Сиренко // Адукацыя і выхаванне. – 2021. – № 8. – С. 58-68.
  2. Сиренко, С. Н. Опережающее образование и модернизация Союзного государства: Ответ на вызовы эпохи / С. Н. Сиренко // Проектирование цифрового будущего. Научные подходы : коллективная монография / Под ред. Г. Г.  Малинецкого, В. В. Иванова, П. А. Верника. М. : ТЕХНОСФЕРА 2020. – С. 339–354.
  3. Малинецкий Г. Г. Образование на постсоветском пространстве в зеркале исследований PISA / Г. Г. Малинецкий, С. Н. Сиренко // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование – 2020. – № 1. – С. 35–69. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42906464 DOI: 10.51314/2073-2635-2020-1-35-69.
  4. Kolesnikov, A. V. Chaos, time and temporal numbers / A. V. Kolesnikov, S. N. Sirenko, G. G. Malinetsky // Canadian Journal of Pure and Applied Sciences. – 2020. – Vol. 14, №. 1. – P. 4927–4934  http://www.cjpas.net/current-issue/
  5. Малинецкий Г. Г. Глобализация образования в системном контексте / Г.Г. Малинецкий, С.Н. Сиренко // Мир России. – Т. 29. – 2020. – № 2. С. 92–107. DOI: 10.17323/1811-038X-2020-29-2-92-107
  6. Сиренко, С. Н. Опережающее образование в Союзном государстве Беларусь – Россия как ответ на вызовы эпохи / С. Н. Сиренко, Г. Г. Малинецкий // Адукацыя i выхаванне. – 2019. – № 7. – С. 4—14.
  7. Сиренко, С. Н. Опережающее образование и модернизация Союзного государства С. Н. Сиренко, Г. Г. Малинецкий // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование – 2019. – № 1. – С. 20–32.
  8. Malinetskii, G. Robotics and Education: A New Approach / G.G. Malinetskii, S.N. Sirenko // Herald of the Russian Academy of Sciences. -- 2017 -- Vol. 87 -- No. 6.-- pp. 527–534.
  9. Колесников, А.В. Робототехника как полигон инноваций и междисциплинарного синтеза / А.В. Колесников, С.Н. Сиренко, А.В. Полысаев // Наука и инновации. – 2017. -- № 7. – С. 59-63. 
  10. Малинецкий, Г.Г. Робототехника и образование: новый взгляд / Г.Г. Маленицкий, С.Н. Сиренко // Вестник Российской академии наук, 2017. -- Т. 87. -- № 12. -- С. 1101–1109.
     
  11. Сиренко, С.Н. Образование для цифрового мира будущего: междисциплинарность и робототехника / С.Н. Сиренко / Адукацыя i выхаванне. – 2017. -- № 3. С.3-12.
     
  12. Сиренко, С.Н. Технологический вызов и безопасность Евразии. Заметки технократов // Т.С. Ахромеева, Г.Г. Малинецкий, С.А. Посашков, С.Н. Сиренко // Безопасность Евразии – 2017.  № 1(53). – С. 268—287.
  13. Сиренко, С.Н. Развитие общепрофессиональных компетенций студентов на основе междисциплинарной интеграции / С.Н. Сиренко // Веснiк БДУ. Серия 4: Фiлал. Журн. Пед. – 2015. – № 1 – С.83–88.
  14. Сиренко, С.Н. Образование как институциональный механизм перехода к устойчивому развитию / С.Н. Сиренко // Вышэйшая школа – 2014. – № 3. – С. 47–52.
  15. Сиренко, С.Н. Расширение предметного поля учебной дисциплины на основе  идей междисциплинарной интеграции (на примере дисциплины «Основы информационных технологий») / С.Н. Сиренко // Инновационные образовательные технологии. – 2013. – № 3. – С. 19–27.
  16. Колесников, А.В. Междисциплинарная интеграция в процессе изучения веб-технологий и компьютерной графики / А.В. Колесников, С.Н. Сиренко // Открытое образование. – 2013. – № 3. – С. 68–77.
  17. Сиренко, С.Н. О роли полноты и разнообразия научных знаний в профессиональной подготовке студентов / С.Н. Сиренко // Инновационные образовательные технологии. – 2013. – № 2(34). – С. 12–22.
  18. Сиренко, С.Н. Философские принципы модернизации образовательного процесса в высшей школе / С.Н. Сиренко, А.В. Колесников // Республиканские философские чтения : университетское образование во имя будущего: стратегия и идеология : сб. науч. тр. – Минск: РИВШ, 2013. – С. 169 – 186.  
  19. Сиренко, С.Н. Междисциплинарная интеграция в вузе как условие повышения качества профессиональной подготовки студентов / С.Н. Сиренко // Формиране на гражданина и професионалиста в условията на университетското образование: сборник с научнистатии в 2 томах. -- Габрово: "Екс-Прес", 2013. --Т. 2. --- С.171 –177. 
  20. Сиренко, С.Н. Развитие интегрированной информационно-образовательной среды современного университета / С.Н. Сиренко, А.Г. Лукошко // Открытое образование. – 2012. -- № 6. – С. 45 -- 52.
  21. Курбацкий, В.Н. Критерии оценки качества современного электронного учебного курса / В.Н. Курбацкий, С.Н. Сиренко // Вышейшая школа. -- 2012. -- № 5. – С. 46 – 50. 
  22. Проектирование и применение обобщенных задач как условие формирования социально-личностных компетенций школьников / С.Н. Сиренко // Веснiк БДУ. Серия 4: Фiлал. Журн. Пед. – 2012. – № 2 –С. 89-94.
  23. Сиренко, С.Н. Синтез фундаментальной и прикладной составляющих в курсе информатики на основе использования межпредметных связей / С.Н. Сиренко, А.В. Колесников // Педагогическая информатика. – 2011. -- № 3. -- С. 30—38. 
  24. Колесников, А.В. Элементы фрактальной геометрии в общенаучной подготовке студентов и школьников / А.В. Колесников, С.Н. Сиренко // Информатизация образования. –2010. – № 1. – С. 17–34. 
  25. Сиренко С.Н. Междисциплинарный синтез в условиях университетского образования: принципы и средства реализации / С.Н. Сиренко // Формиране на гражданина и професионалиста в условията на университетското образование : сборник с научни стати. – София-Габрово, «ЕКС-ПРЕС», 2012. – Т. 1. – С.173-177.
  26. Сиренко, С.Н. Междисциплинарная интеграция в вузе как условие повышения качества профессиональной подготовки студентов / С.Н. Сиренко // Формиране на гражданина и професионалиста в условията на университетското образование: сборник с научнистатии в 2 томах. -- Габрово: "Екс-Прес", 2013. --Т. 2. --- С.171 –177.

Учебно-методические пособия

  1. Сиренко С.Н. Информатика. Практикум на основе междисциплинарных заданий с элементами моделирования и синергетики : учеб.-метод. пособие / С.Н. Сиренко. – Минск : РИВШ, 2015. – 186 с.
  2. Основы педагогики: электронный учебно-методический комплекс / О.Л. Жук, А.И. Жук, С.Н.Сиренко, А.П. Богомазов, С.А. Пуйман, С.Н. Захарова, И.И. Казимирская, Е.А. Коновальчик, под общ. ред. О.Л.Жук.
  3. Жук, О.Л. Педагогика. Практикум на основе компетентностного подхода: учеб. пособие / О.Л. Жук, С.Н. Сиренко; под общей ред. О.Л. Жук; РИВШ. – Минск, 2007. – 192 с.
  4. Сиренко, С.Н. Методические рекомендации по курсу «Основы информатики» для социологов: учеб.-метод. пособие для студентов социально-гуманитарных специальностей: в 2 ч. – Ч. 1 Операционная система Windows и ее стандартные приложения; текстовый процессор Microsoft Word / С.Н. Сиренко, Н.Б. Яблонская; БГУ. – Минск, 2007 – 63 с.
  5. Сиренко, С.Н. Методические рекомендации по курсу «Основы информатики» для социологов: учеб.-метод. пособие для студентов социально-гуманитарных специальностей: в 2 ч. – Ч. 2. Табличный процессор Microsoft Excel / С.Н.Сиренко, Н.Б.Яблонская; БГУ. – Минск, 2008. – 48 с.  
Контакты