События
Заведующий кафедрой

Сиренко Светлана Николаевна

Кандидат педагогических наук, доцент

Образование
 

С 1993 по 1998 годы была студенткой механико-математического факультета Белорусского государственного университета. Получила специальность "Математик. Преподаватель математики и информатики".

В 1998- 1999 годы училась в магистратуре Белорусского государственного университета на кафедре педагогики и проблем развития образования по специальности "социальная педагогика". Получила степень магистра педагогических наук.
 
В 1999 году поступила в аспирантуру, которую закончила в октябре 2002 года. Научным руководителем являлась заведующая кафедрой педагогики и проблем развития образования --Жук Ольга Леонидовна
 
В 2003 г. защитила кандидатскую диссертацию в Белорусском государственном университете по теме: «Формирование у будущих учителей готовности к личностно ориентированному образованию школьников». 
 
Основные этапы профессиональной деятельности
 
С 1998 года работала учителем математики в средней школе № 119, затем учителем информатики в гимназии № 5 г. Минска.

С 2000 года работала ассистентом кафедры математики и информатики в Минском институте управления. 

С сентября 2005 года и по настоящее время работает доцентом кафедры педагогики и проблем развития образования БГУ.
 
В 2007 году присвоено учёное звание доцента.
 
В 2011 году получала стипендию Президента Республики Беларусь как талантливый молодой ученый.

С июня 2020 года - заведующий кафедрой педагогики БГПУ им. М.Танка.

Сфера научных интересов: 

  • междисциплинарная интеграция в высшем образовании
  • проблемы повышения качества образования в вышей школе
  • методика преподавания математики и информатики в высшей школе
  • информационные технологии в образовании.

 
Автор более 130 научных и научно-методических работ, из них —  7 пособий, в том числе электронный учебник "Основы педагогики", коллективная монография.

Контуры цифровой реальности: Гуманитарно-технологическая революция и выбор будущего / Под ред. В. В. Иванова, Г. Г. Малинецкого, С. Н. Сиренко. — М.: ЛЕНАНД, 2018. — 344 с.
 

Активно участвует в научно-исследовательских проектах:

  • "Информационно-образовательная среда как фактор личностно-профессионального развития будущих специалистов (2011 - 2015 гг.); 
  • "Междисциплинарные исследования развития сложных человеко-мерных систем на основе синергетических и рефлексивных подходов с позиций постнеклассической рациональности", 2016-2018 гг. (совместно Институтом прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН).
Опубликовано  более  130 работ по педагогике, методике преподавания информатики и математики в высшей школе, образовательной робототехнике. 

Цитируемость работ согласно Google Scholar Citations — 300, h-индекс равен 9
  

Преподаваемые дисциплины

Основы психологии и педагогики

Педагогика

Педагогика и психология высшей школы

Научные статьи:

  1. Malinetskii, G. Robotics and Education: A New Approach / G.G. Malinetskii, S.N. Sirenko // Herald of the Russian Academy of Sciences. -- 2017 -- Vol. 87 -- No. 6.-- pp. 527–534. 
     
  2. Колесников, А.В. Робототехника как полигон инноваций и междисциплинарного синтеза / А.В. Колесников, С.Н. Сиренко, А.В. Полысаев // Наука и инновации. – 2017. -- № 7. – С. 59-63.
     
  3. Малинецкий, Г.Г. Робототехника и образование: новый взгляд / Г.Г. Маленицкий, С.Н. Сиренко // Вестник Российской академии наук, 2017. -- Т. 87. -- № 12. -- С. 1101–1109.
     
  4. Сиренко, С.Н. Образование для цифрового мира будущего: междисциплинарность и робототехника / С.Н. Сиренко / Адукацыя i выхаванне. – 2017. -- № 3. С.3-12.
     
  5. Сиренко, С.Н. Технологический вызов и безопасность Евразии. Заметки технократов // Т.С. Ахромеева, Г.Г. Малинецкий, С.А. Посашков, С.Н. Сиренко // Безопасность Евразии – 2017.  № 1(53). – С. 268—287.
  6. Сиренко, С.Н. Развитие общепрофессиональных компетенций студентов на основе междисциплинарной интеграции / С.Н. Сиренко // Веснiк БДУ. Серия 4: Фiлал. Журн. Пед. – 2015. – № 1 – С.83–88.
  7. Сиренко, С.Н. Образование как институциональный механизм перехода к устойчивому развитию / С.Н. Сиренко // Вышэйшая школа – 2014. – № 3. – С. 47–52.
  8. Сиренко, С.Н. Расширение предметного поля учебной дисциплины на основе  идей междисциплинарной интеграции (на примере дисциплины «Основы информационных технологий») / С.Н. Сиренко // Инновационные образовательные технологии. – 2013. – № 3. – С. 19–27.
  9. Колесников, А.В. Междисциплинарная интеграция в процессе изучения веб-технологий и компьютерной графики / А.В. Колесников, С.Н. Сиренко // Открытое образование. – 2013. – № 3. – С. 68–77.
  10. Сиренко, С.Н. О роли полноты и разнообразия научных знаний в профессиональной подготовке студентов / С.Н. Сиренко // Инновационные образовательные технологии. – 2013. – № 2(34). – С. 12–22.
  11. Сиренко, С.Н. Философские принципы модернизации образовательного процесса в высшей школе / С.Н. Сиренко, А.В. Колесников // Республиканские философские чтения : университетское образование во имя будущего: стратегия и идеология : сб. науч. тр. – Минск: РИВШ, 2013. – С. 169 – 186.  
  12. Сиренко, С.Н. Междисциплинарная интеграция в вузе как условие повышения качества профессиональной подготовки студентов / С.Н. Сиренко // Формиране на гражданина и професионалиста в условията на университетското образование: сборник с научнистатии в 2 томах. -- Габрово: "Екс-Прес", 2013. --Т. 2. --- С.171 –177. 

  13. Сиренко, С.Н. Развитие интегрированной информационно-образовательной среды современного университета / С.Н. Сиренко, А.Г. Лукошко // Открытое образование. – 2012. -- № 6. – С. 45 -- 52.

  14. Курбацкий, В.Н. Критерии оценки качества современного электронного учебного курса / В.Н. Курбацкий, С.Н. Сиренко // Вышейшая школа. -- 2012. -- № 5. – С. 46 – 50. 

  15. Проектирование и применение обобщенных задач как условие формирования социально-личностных компетенций школьников / С.Н. Сиренко // Веснiк БДУ. Серия 4: Фiлал. Журн. Пед. – 2012. – № 2 –С. 89-94.
  16. Сиренко, С.Н. Синтез фундаментальной и прикладной составляющих в курсе информатики на основе использования межпредметных связей / С.Н. Сиренко, А.В. Колесников // Педагогическая информатика. – 2011. -- № 3. -- С. 30—38. 
  17. Колесников, А.В. Элементы фрактальной геометрии в общенаучной подготовке студентов и школьников / А.В. Колесников, С.Н. Сиренко // Информатизация образования. –2010. – № 1. – С. 17–34. 
  18. Сиренко С.Н. Междисциплинарный синтез в условиях университетского образования: принципы и средства реализации / С.Н. Сиренко // Формиране на гражданина и професионалиста в условията на университетското образование : сборник с научни стати. – София-Габрово, «ЕКС-ПРЕС», 2012. – Т. 1. – С.173-177.
  19. Сиренко, С.Н. Междисциплинарная интеграция в вузе как условие повышения качества профессиональной подготовки студентов / С.Н. Сиренко // Формиране на гражданина и професионалиста в условията на университетското образование: сборник с научнистатии в 2 томах. -- Габрово: "Екс-Прес", 2013. --Т. 2. --- С.171 –177.
  20.  Сиренко, С.Н. Электронный УМК как инструмент интенсификации образовательного процесса : опыт проектирования и принципы эффективного использования (на примере курса "Основы педагогики" )/ С.Н. Сиренко // Вышэйшая школа. – 2011. – № 1. – С. 58–61. 
  21.  Сиренко,С.Н. Интенсификация учебного процесса в вузе на основе сетевых технологий: развитие практических умений и компьютерный контроль знаний / С.Н. Сиренко // Веснiк БДУ. Серия 4: Фiлал. Журн. Пед. – 2011. – № 1 – С. 84-87.
  22. Колесников, А. В. Развитие системно-аналитического мышления у студентов социально-гуманитарных специальностей средствами компьютерного моделирования с элементами синергетики / А.В.Колесников, С.Н. Сиренко // Открытое образование. – 2010. –№ 2. – С. 4-14.
  23. Сиренко, С.Н. Сбалансированная парадигма высшего образования как фактор и основа прогрессивного развития общества / С.Н. Сиренко, А.В. Колесников // Философия образования. – 2010. – № 4. – С. 29–37.
  24. Сиренко, С.Н.  Интенсификация учебного процесса в вузе на основе  сетевых технологий / С.Н. Сиренко // Веснiк БДУ. Серия 4: Фiлал. Журн. Пед. – 2010. – № 3. – С. 72— 76. 

  25. Сиренко, С.Н. Применение информационных технологий как средства интенсификации процесса обучения в вузе / С.Н. Сиренко // Открытое образование. – 2009. – № 3. – С. 20–29.

  26. Велько, О.А. Формирование математической компетентности студентов социально-гуманитарных специальностей / О.А. Велько, С.Н. Сиренко // Вiсник Черкаського унiверситету. Серiя педагогiчнi науки. – 2009. – Вип. 143. – С. 22–28.
  27. Галынский В.М., Кисель Н.К., Позняк Ю.В., Самохвал В.В., Сиренко С.Н., Шваркова Г.Г. Основания развития личности в системе непрерывного образования: структурно-логическая схема // Высшая школа. — 2007. — № 4. — С. 40-46.

  28.  Жук, О.Л. Виртуальная образовательная среда вуза как фактор личностно-профессионального развития будущего специалиста/ О.Л.Жук, С.Н. Сиренко // Педагогическата среда в университета като пространство за професионално-личностно развитие на бъдещия специалист: в 2 Т.: сб. науч. ст: – Габрово, ЕКС-ПРЕС. – 2011. – Т.1. – С. 133 – 137.
  29. Еровенко, В.А. Миссия школы и университета в математическом образовании гуманитариев  / В.А. Еровенко, С.Н. Сиренко // Адукацыя i выхаванне. – 2008. – № 4. – С. 54–60. 
  30. Сиренко, С.Н. Преемственность формирования  у студентов и учителей готовности к личностно ориентированному образованию школьников / С.Н. Сиренко // Веснiк БДУ. Серия 4: Фiлал. Журн. Пед. – 2007. – № 1. – С. 139–143.
  31. Еровенко, В.А.  К философии гуманитарной математики / В.А. Еровенко,С.Н. Сиренко // Педагогика. – 2006. – №  8. – С. 29-35. 
  32. Жук, О.Л. Информационно-методическое обеспечение учебного процесса в вузе (на примере педагогических дисциплин) /О.Л. Жук, С.Н. Сиренко // Высшая школа – 2006. – № 4. – С. 19-25. 

Учебно-методические пособия, типовые учебные программы:

  1. Сиренко С.Н. Информатика. Практикум на основе междисциплинарных заданий с элементами моделирования и синергетики : учеб.-метод. пособие / С.Н. Сиренко. – Минск : РИВШ, 2015. – 186 с.
  2. Основы педагогики: электронный учебно-методический комплекс / О.Л. Жук, А.И. Жук, С.Н.Сиренко, А.П. Богомазов, С.А. Пуйман, С.Н. Захарова, И.И. Казимирская, Е.А. Коновальчик, под общ. ред. О.Л.Жук.
  3. Жук, О.Л. Педагогика. Практикум на основе компетентностного подхода: учеб. пособие / О.Л. Жук, С.Н. Сиренко; под общей ред. О.Л. Жук; РИВШ. – Минск, 2007. – 192 с.
  4. Сиренко, С.Н. Методические рекомендации по курсу «Основы информатики» для социологов: учеб.-метод. пособие для студентов социально-гуманитарных специальностей: в 2 ч. – Ч. 1 Операционная система Windows и ее стандартные приложения; текстовый процессор Microsoft Word / С.Н. Сиренко, Н.Б. Яблонская; БГУ. – Минск, 2007 – 63 с.
  5. Сиренко, С.Н. Методические рекомендации по курсу «Основы информатики» для социологов: учеб.-метод. пособие для студентов социально-гуманитарных специальностей: в 2 ч. – Ч. 2. Табличный процессор Microsoft Excel / С.Н.Сиренко, Н.Б.Яблонская; БГУ. – Минск, 2008. – 48 с.  
  6. Еровенко, В.А. Основы высшей математики: типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1-23 01 05 «Социология» / В.А Еровенко, С.Н. Сиренко, О.А. Велько // Основы высшей математики. Основы информационных технологий: типовые учеб. программы для высш. учеб. заведений по спец. 1-23 01 05 «Социология» / сост.: В.А. Еровенко [и др.]; под ред. В.А. Еровенко. – Минск: БГУ, 2009. – С. 5–14.
  7. Сиренко, С.Н. Основы информационных технологий: типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1-23 01 05 «Социология» / С.Н. Сиренко, Н.Б. Яблонская, М.В. Мартон // Основы высшей математики. Основы информационных технологий: типовые учеб. программы для высш. учеб. заведений по спец. 1-23 01 05 «Социология» / сост.: В.А. Еровенко [и др.]; под ред. В.А. Еровенко. – Минск: БГУ, 2009. – С. 15–27. 
  8. Яблонская, Н.Б. Основы информационных технологий: типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1-23 01 04 «Психология» / Н.Б. Яблонская, С.Н. Сиренко, М.В. Мартон // Основы высшей математики. Основы информационных технологий: типовые учеб. программы для высш. учеб. заведений по спец. 1-23 01 04 «Психология» / сост.: В.А. Еровенко [и др.]; под ред. В.А. Еровенко. – Минск: БГУ, 2009. – С. 16–27.
     Педагогика и психология высшей школы : типовая учеб программа для учреждений высшего образования по специальностям второй ступени высшего образования / сост.: А.И Жук, И.И. Казимирская, О.Л. Жук, И.А. Фурманов, С.Н. Сиренко [и др.]. – Минск : РИВШ, 2011. – 40 с.
Контакты